Новости
Дан Медовников (ИМИ НИУ ВШЭ): « «Технопром» сразу проявил интерес к российскому технологическому бизнесу и его проблемам»
09.06.2017

Директор Института менеджмента инноваций НИУ ВШЭ, главный редактор журнала «Стимул» Дан Медовников в этом году снова посетит юбилейный «Технопром» и выставку «НТИ Экспо». В интервью пресс-центру Форума он рассказал о потенциале российских высокотехнологичных предприятий, об их перспективах выхода на экспорт и о значении «Технопрома» для этого процесса.

Как Вы считаете, достаточно ли в России предприятий, обладающих потенциалом для того, чтобы занять значительную долю мирового рынка в своих сегментах?

Конечно недостаточно, особенно в сфере средних и высоких технологий. Но они есть. Наш институт (ИМИ НИУ ВШЭ) уже несколько лет ведет исследования быстрорастущего среднего технологического бизнеса в нашей стране, обладающего, в том числе, экспортным потенциалом. На сегодня в базе около полутора тысяч таких компаний. 220 самых устойчивых и сильных компаний отобраны в рейтинг «Техуспех», в свою очередь из них самые сильные, с серьезными амбициями по росту выручки и экспорта вошли в конце прошлого года в приоритетный проект Минэкономразвития «Национальные чемпионы». Пока последних всего 30, но отбор в эту элитную группу будет продолжен.

Что интересно в этих компаниях, помимо быстрого роста и «повышенной» инновационности? Они лидеры в своих сегментах, пусть порой и достаточно узких, но лидеры глобальные. В этом смысле они сильно напоминают «скрытых чемпионов», открытых Германом Симоном, – средние технологические компании немецкоязычной Европы, доминирующие в своих нишах на мировом рынке.

Какие основные сложности у российских компаний с выходом на экспорт?

Согласно нашим опросам, у наших «скрытых чемпионов» главные барьеры для экспорта следующие:

недостаток информации о надежных партнерах на зарубежных рынках;

дефицит маркетинговой информации о рынках разных стран;

плохой имидж российской технологической продукции;

проблемы с экспортом малых партий высокотехнологической продукции – за оформление малой партии приходится платить, как за большую;

отсутствие политической поддержки при участии в зарубежных гостендерах и международных тендерах.

Как Вы считаете, содействует ли форум «Технопром» усилению российских компаний? Росту их экспортного потенциала?

Важно, что «Технопром» сразу проявил интерес к российскому технологическому бизнесу и его проблемам. Помню, как на пленарном заседании 2015 года в президиуме оказалось сразу два руководителя компаний, которые через год стали «национальными чемпионами». С большим интересом к форуму относятся и местные технологические компании, по праву считая его своим (стоит отметить, что и в «Техуспехе», и в списке нацчемпионов есть компании из Новосибирска, Томска, Красноярска). В этом году в программе форума есть специальный круглый стол, посвященный нацчемпионской проблематике. Компаниям это нужно, они это ценят.

Как Вы оцениваете эффективность подобных международных форумов и выставок, с точки зрения технологического развития страны?

Не согласен с прилагательным «подобный». В России, по крайней мере, так масштабно и одновременно подробно, технологическая повестка страны, ее стратегия и тактика в этой сфере, насколько я знаю, больше нигде не обсуждается. И это заслуживает самой высокой оценки.