Новости
Владимир Пастухов (Российское технологическое агентство): ««Технопром» – это пространство знаний, в рамках которого совершается популяризация инновационной и технологической деятельности»
08.06.2017

В V Международном форуме технологического развития «Технопром» примет участие генеральный директор Российского технологического агентства Владимир Пастухов. Ожидается, что он выступит в ряде мероприятий деловой программы, посвященных главной теме Форума – диверсификации оборонно-промышленного комплекса. Владимир Пастухов в интервью пресс-центру ответил на вопросы о Форуме, технологическом развитии и сложностях экспорта российских разработок.

Как Вы считаете, насколько эффективен поиск решений вопросов национального масштаба на мероприятиях формата «Технопрома»? Какой вклад делает форум в развитие науки, технологий и инноваций в России?

Мероприятия, подобные «Технопрому», не просто важны, они необходимы для восприятия и внедрения принципов «четвертой промышленной революции» в структуру российской экономики.  

Во-первых, форум – это пространство диалога. Причем это касается не только взаимодействия между представителями государства и частного бизнеса, но, что многим важнее, – между представителями бизнеса и науки. Без тесной спаянности бизнеса и науки, необходимости доносить друг до друга собственное видение «Индустрия 4.0» попросту невозможна.

Во-вторых, «Технопром» – это пространство для привлечения инвестиций. Здесь бизнес получает возможность напрямую, без указки государства, выходить на партнеров в научной сфере.

В-третьих, форум – это пространство знаний, в рамках которого совершается популяризация инновационной и технологической деятельности как таковой.

Наконец, крайне важно, что «Технопром» проходит в Новосибирске. С одной стороны, этот город – третий по величие в стране, центр научной жизни, по многим параметрам сопоставимый с Москвой. С другой стороны – Новосибирск – именно региональный центр, что делает его своеобразным проводником изменений в региональной плоскости.

В этом году Вы планируете принять участие в обсуждении, касающемся коммерциализации и диверсификации высокотехнологичных отраслей. Как Вы считаете, что самое сложное в этих процессах?

В процессах коммерциализации и диверсификации самое сложное – это поиск и развитие управленческих команд, готовых работать на коммерческих рынках. Работа с государственным заказом кардинально отличается от взаимодействия с другими рыночными игроками. Многие предприятия не чувствуют эту разницу. В ряде случаев ошибка изначально скрыта в неумении отыскать целевой сегмент и определиться с тем, кому необходима та или иная продукция. А именно от выбора направления, будь то B2B, B2C или B2G, зависят маркетинговые механизмы.

В этом смысле производство высокотехнологичной продукции – далеко не самая сложная задача. Самое сложное как раз – маркетинг, продвижение продукции на гражданских рынках. Зачастую даже ведущим предприятиям отечественной промышленности недостает компетенций в этой сфере.

Вопрос не в принципиальной невозможности произвести высокотехнологичную продукцию. Как показывает опыт, это нам удается. Затруднение в том, чтобы найти нужную экспортную стратегию и в полной мере придерживаться ее.

Вместе с тем диверсификация подразумевает не только экспортную ориентированность. Нельзя забывать и о внутреннем рынке. Совсем недавно «Ростех» и Внешэкономбанк в рамках Петербургского международного экономического форума подписали соглашение о создании совместного предприятия – «Конверсия», которое как раз ориентировано на продвижение разработок ОПК на рынок гражданской продукции.

Также в программе запланирована дискуссия на тему экспорта высокотехнологичной продукции предприятиями ОПК с Вашим участием. Как бы Вы оценили эффективность существующих инструментов поддержки экспорта ОПК?

В настоящее время трудности экспорта российской высокотехнологичной продукции за рубеж вполне осознаются как на уровне правительства, так и отдельных ведомств. Для их преодоления выстроена логичная система мер поддержки экспорта высокотехнологической продукции, которая уже сейчас позволяет говорить об ее эффективности. Ее «мозговым центром» стал Российский экспортный центр (РЭЦ). Именно на РЭЦ возложены функции «штаба» приоритетного проекта «Международная кооперация и экспорт в промышленности».

В апреле 2017 года благодаря принятию двух постановлений Правительства система поддержки экспорта нашей продукции за рубеж приобрела четкие рамки. В первом постановлении обозначен комплекс нефинансовых мер поддержки части затрат, связанных с продвижением отечественной инновационной продукции на внешние рынки. Второе постановление ориентировано на компенсацию части затрат организаций автомобилестроения, сельскохозяйственного, транспортного, а также энергетического машиностроения, связанных с транспортировкой продукции. Через несколько месяцев ожидается принятие постановления, направленного на поддержку другой отрасли – авиастроения, а именно – на субсидирование систем отечественного ППО продукции этой отрасли.

В мае этого года также были утверждены правила на субсидирование РЭЦ процентных ставок по экспортным кредитам. Кроме того, разработан механизм финансирования части затрат на повышение узнаваемости известных российских брендов за рубежом. В дальнейшем, как мне видится, произойдет адаптация существующих механизмов поддержки под экспортные нужды, например, будет откалиброван механизм специального инвестиционного контракта (СПИК).

Если говорить об отдельных отраслях, то, например, в энергомаше перспективным было бы образование на базе РЭЦ отраслевого аналитического центра. Это повысило бы конкурентоспособность этой традиционно «сильной» отрасли российской промышленности. Конечно же, нельзя забывать о развитии выставочно-ярмарочной деятельности. Это направление развития экспортной деятельности в приложении к продукции ОПК доказало свою исключительную эффективность.