Новости
Российским компаниям легче выйти на возникающие рынки, чем на развитые
09.06.2016

На пленарном заседании «Ниши для России на глобальных технологических рынках» в рамках IV Международного форума технологического развития «Технопром-2016» эксперты обсудили возможности выхода российских компаний на международные рынки технологий и венчурного капитала, их конкурентоспособность в глобальных цепочках добавленной стоимости.

По мнению участников дискуссии, сейчас необходимо искать те ниши, в которых можно достигнуть максимальной маржинальности бизнеса. Игорь Агамирзян, генеральный директор ОАО «РВК», отметил, что в последние годы у экономистов популярно такое понятие, как smilecurve— «кривая улыбки»: график зависимости маржинальности бизнеса от этапа жизненного цикла продукта.

«Позиция России, как мне представляется, на сегодняшний день в полном объеме еще не определена, хотя в последние годы видно явное повышение интереса к высокомаржинальным зонам smilecurve», — считает Игорь Агамирзян.

Вице-президент по государственным программам и кооперации с промышленностью Сколковского института науки и технологий Алексей Пономарев отметил следующие современные тенденции: «Мир меняет технологические парадигмы — это касается многих секторов производства, в основном новое поколение биотехнологий. Сейчас каждые два-три года происходят открытия — не раз в 15 лет, как было раньше. Кроме того, в области вычислительной техники грядет другая история».

По его словам, если посмотреть на карту наших технологических или научных компетенций, то можно увидеть, что мы далеки от тех направлений, на которых сейчас открываются рынки.

Именно поэтому эксперты полагают, что Россия должна обратить внимание на новые рынки с высокой добавленной стоимостью, позволяющие максимизировать «технологическую ренту» и рост капитализации. Причем, такой путь подходит для разных кластеров, например, для космического.

«Возможности России как раз должны сконцентрироваться не на старых, индустриальных, моделях, а на новых. Если говорить о космической отрасли, то стоит развивать направление, связанное с обработкой огромных объемов данных, которые приходят к нам со спутников. Мне очень понравилось упоминание smilecurve, которое для космоса тоже применимо»,  — описывает свое видение ситуации Алексей Беляков, вице-президент, исполнительный директор Кластера космических технологий и телекоммуникаций Фонда «Сколково».

По его мнению, заниматься сокращением отставания от уже развитых индустрий, например электроники и машиностроения, довольно тяжело, поэтому нужно наращивать компетенции для выхода на новые рынки, где российские компании могут быть конкурентоспособными.