Новости
Михаил Ремизов: «Технологические компетенции и импортозамещение – главные темы для дискуссий об Арктике»
06.05.2016

Председатель Президиума Экспертного совета председателя коллегии Военно-промышленной комиссии РФ Михаил Ремизов поделился с Пресс-центром своим мнением о приоритетах России в Арктике, а также рассказал, о чем пойдет речь на заседаниях «Технопрома», касающихся арктических программ. 


Какие действия предпринимает Россия в Арктике в настоящий момент?

Я бы выделил три основных направления деятельности России в Арктике: первое –совершенствование обороны и безопасности, расширение военного присутствия. Сегодня эта работа ведется активно, но пока речь идет лишь о частичном восстановлениии того, что было утрачено за постсоветские годы.

Второе направление – природопользование и в том числе обсуждение перспектив шельфовых проектов. На фоне неустойчивой конъюнктуры углеводородного рынка, добыча на шельфе откладывается на все более отдаленный срок. При этом сухопутная часть Арктики является основой нашей углеводородной экономики уже сегодня. Кроме того, в СМИ и публичных дискуссиях мы обычно концентрируемся на нефти и газе, недооценивая роль рудных ресурсов (никель, олово, медь, редкоземельные металлы и т.д.) в арктической зоне.  Они крайне важны с точки зрения экономики и стратегической безопасности.

Третий вид деятельности – это налаживание коммуникаций – главным образом, развитие Северного морского пути. Он важен как широтная стяжка нашей страны, наряду с Транссибирской магистралью. В случае чего, Севморпуть может стать резервной коммуникацией по отношению к Транссибу.

Но ведь Северный морской путь может существовать не только как «запасная линия»? 

Да, конечно. Я говорю о его резервном значении просто потому, что этот фактор часто недооценивают. По многим позициям это базовая артерия. Это маршрут снабжения территорий, примыкающих к Северному ледовитому океану, маршрут вывоза добываемых в них ресурсов. Наконец, это глобальный транзитный маршрут. Доля международных транзитных перевозок в структуре грузопотока СМП сегодня невелика. Но потенциал расширения глобального транзита по СМП существует. Он будет реализован в том случае, если нам удастся в среднесрочной перспективе развить портовую, навигационную, поисково-спасательную, ремонтную инфраструктуру, расширить сервисы ледокольной проводки и так далее. 

Драйвером для этого станут грузопотоки, генерируемые нашими арктическими проектами, главным из которых  в данном случае является проект «Ямал СПГ», связанный с производством сжиженного природного газа, его транспортировкой на внешние рынки. 

О каких арктических программах пойдет речь на «Технопроме 2016» в связи с этими тенденциями?

Важно оценить перспективу, реализуемость уже запущенных в той или иной стадии «ресурсных» проектов в Арктике в условиях неустойчивости сырьевых рынков. Я надеюсь, что «Технопром» позволит посмотреть, как настроены по отношению к ним основные игроки – Роснефть, Новатэк, Газпром и другие. Ведь «арктические» перспективы страны по сути строятся вокруг нескольких «локомотивных» проектов, которые могут и должны иметь комплексный эффект в разных отраслях. Но для этого они должны носить не гипотетический характер, а характер взаимоувязанных стратегических планов, обязательных к исполнению. 

Технологические компетенции и импортозамещение – другая важная тема, которой наверняка будет посвящено немало обсуждений на «Технопроме». У нас есть критическая импортозависимость в нефтегазовом секторе – прежде всего, по шельфовым технологиям. Повышаются требования к технологической, промышленной политике, к увязке экономических планов с научно-технической политикой. Это важно обсуждать как с потенциальными заказчиками, так и с исполнителями – группами разработчиков, поставщиками оборудования, представителями разных отраслей промышленности, которые, как мы рассчитываем, прибудут на «Технопром».

Еще одна чувствительная тема для Арктики – энергообеспечение. Там, где есть сильный добывающий комплекс, скажем, в ЯНАО или ХМАО, инфраструктура лучше, чем в других арктических регионах, где высок как износ оборудования, так и издержки. Нужны мощные и в то же время рациональные технологические, экономические и экологические решения. В этом смысле представителям прикладной науки, промышленности тоже есть, что обсудить. Здесь могут быть важны разработки «Росатома» в сфере малой атомной энергетики – по ним важно получить, с одной стороны достоверный прогноз спроса на обозримую перспективу, а с другой стороны – реалистичную картину по срокам разработки и производства, конечной стоимости такого рода энергоустановок. Большой потенциал применения в Арктике, где особенно важна автономность локальных энергосистем, – у комплексных энергоустановок, ориентированных как на доступные локальные топливные ресурсы, так и на возобновляемые источники энергии. С этой точки зрения важно оценить потенциал «инновационной энергетики» в нашей прикладной науке и промышленности. Надеюсь, что представители этого сектора также будут достойно представлены в деловой повестке форума.