Новости
Институтам инновационного развития нужны перемены
05.06.2015

В 2014 году в России окончательно сформировалась система институтов инновационного развития. И в условиях существования множества подобных институтов возникает вопрос о неизбежности их реформирования. Требуется ли оптимизация и как повысить прозрачность их деятельности – эти и другие вопросы  обсудили участники круглого стола «Институты развития: вектор перемен», прошедшего в рамках III Международного форума «Технопром» в Новосибирске.

Объем поддержки инновационных компаний со стороны институтов развития вырос с 25 млрд рублей в 2009 году до 196 млрд рублей в 2013 году. Существенные результаты достигнуты и в отдельных высокотехнологичных отраслях. Так, объем продаж российской продукции наноиндустрии вырос с 155 млрд рублей в 2011 году до 650 млрд рублей в 2014 году.

 

Как еще повысить результативность мер поддержки инновационных компаний? По словам экспертов, нет более эффективного инструмента, чем вовлечение инициатора в управление самим проектом. Разве что дать грант и забыть о деньгах. А  институты развития хорошо измерять двумя критериями: кто про них знает, и кто ими пользовался.

Сами участники инновационных рынков предлагают порой кардинальные варианты. Так, представитель фирмы «Симикс», специализирующейся на аналитическом приборостроении, говорит: «Государство должно сделать один шаг: с помощью институтов развития и фонда поддержки предпринимательства разработать систему гарантированного прямого предоставления госзаказа инновационным предприятиям».

Государственные институты развития изначально были ориентированы на поддержку стартапов. Сегодня участники круглого стола предложили переопределить приоритеты, сфокусировавшись на том, что происходит до и после возникновения стартапа.

 

«Если сегодня посмотреть на американскую инновационную систему, то  она превратилась в венчурный бизнес. И товаром в нем - предприятия, которые за счет роста приносят прибыль тем, кто их финансирует. К сожалению, на территории России не удалось запустить активность частного бизнеса в этом направлении», - посетовал Владимир Никонов, генеральный директор ОАО «Агентство инвестиционного развития Новосибирской области». Эксперт отметил ещё один момент: инновационный бизнес в России существует как стартапы. И этим молодым компаниям сложно пробиться, если рядом нет гигантов, которые нуждаются в их инновациях и  готовых продуктах. «Поэтому нам нужно или самим выращивать крупные предприятия, либо приглашать их, чтобы те выступали заказчиками малого бизнеса»,  - предложил Владимир Никонов.