Интервью Дениса Мантурова газете Комсомольская Правда

Отечественной продукции на прилавках становится больше. А из-за девальвации рубля многие товары стали активнее продаваться за рубежом. Но проблемы остаются. Поставщики конфликтуют с торговыми сетями, экспортеры зависят от политики Центробанка, а мелкий бизнес страдает от административных барьеров. О том, как поддержать российских производителей и как сделать цены в магазинах ниже, мы поговорили с министром промышленности и торговли Денисом Мантуровым.

"ЛИЦЕНЗИЯ НА АЛКОГОЛЬ ДОЛЖНА БЫТЬ ДЕШЕВЛЕ"

- Денис Валентинович, член Совета Федерации Сергей Лисовский предложил запретить гипермаркетам работать по ночам и по воскресеньям. Мол, это общая европейская практика. И это может помочь малому бизнесу. Вы как к этому относитесь?

- Да, действительно, в Европе, гипермаркеты и магазины не работают по воскресеньям, за исключением небольших торговых точек на АЗС. Но в нашей стране свои особенности рынка. Мы предлагаем делать упор на создание разнообразных торговых форматов, более традиционных для России. Это рынки, ярмарки, мобильная торговля, несетевая розница… У каждого производителя, будь то частный фермер или крупный бизнесмен, должна быть возможность выбора. На мой взгляд, стабильное законодательство – залог успешного развития. То и дело вносить изменения, тем более, всевозможные ограничения – не лучший способ упростить жизнь бизнеса.

- Зачем нужно это самое разнообразие? Чтобы цены ниже были?

- Да, логика проста: чем больше торговых объектов, тем выше конкуренция, ниже цены и шире ассортимент. В то же время, по вкладу в экономику страны торговля занимает одно из лидирующих мест. Только представьте: в отрасли сейчас заняты 16% от общего количества работающих россиян - около 12 млн. человек! Торговля - лидер по количеству рабочих мест. Поэтому так важно создавать условия, при которых она будет развиваться.

- И для этого вы хотите вернуть ларьки и сделать больше ярмарок? Это ведь тоже своего рода европейская практика...

- «Вернуть ларьки» - это слишком узкий, упрощенный взгляд. Посмотрите, что происходит в других странах. В Европе в каждом городе есть свои требования по стилизации точек продаж. Ярмарки для России – старинная, особая традиция. Кстати, исторически они были не только территорией торговли. Вспомните, наши классики в своих произведениях часто упоминали ярмарки как место для общения. Важно, чтобы у нас это были красивые, вписывающиеся в архитектурный ансамбль сооружения, а не кривые палаточные ряды, как раньше.

- А как будете конкретно помогать? Какие барьеры снимать, какие налоги и сборы понижать?

- Прежде всего, мы будем сглаживать административные барьеры. Вот, например, сейчас лицензия на продажу спиртного и для торговой сети, и для одного небольшого магазина стоит одинаково. Но так быть не должно. Смотрите, у нас есть торговые объекты у разных форматов: от маленьких магазинов местного значения до супер- и гипермаркетов. При этом один расположен в селе – другой – в центре мегаполиса. Как здесь можно говорить об одной цене? Мы хотим снизить стоимость лицензии для магазина, сделать ее сопоставимой с его оборотом. Эффект очевиден: если документ можно будет приобрести за адекватные деньги – у нас меньше станут продавать «из-под полы», и рынок станет более легальным. Предлагается установить такие цены: 3500 рублей – для села, 26 000 рублей – для городов и 65 000 рублей – для городов федерального значения, кроме Севастополя.

"ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МЫ УЖЕ ДОСТИГЛИ"

- Еще популярная тема - про продовольственные карточки или даже талоны. Давно о них слухи ходят. Так будут вводить или нет?

- Вы говорите о программе поддержки потребительского спроса на продовольствие. Потенциально она экономически эффективна и выгодна. Во-первых, для россиян, которые нуждаются в этой помощи: они смогут приобрести те продукты, которые не могут себе позволить сейчас. Во-вторых, для отечественных производителей. Не всех, конечно, а тех, кто готов участвовать и производить продукцию из программного списка: мясо, рыбу, молочные продукты, растительное масло и т.д. К слову, приобрести можно будет многое, кроме алкоголя, сигарет. Программа важная и нужная. Вопрос в том, в какой момент она будет запускаться, и как финансироваться. Мы с Минфином сейчас это обсуждаем и определяемся, по каким критериям будут отбираться социально приоритетные категории граждан.

- Когда планируете запустить? До конца года?

- Запустим до конца года в случае, если придем к единому мнению с коллегами из других ведомств. Но я думаю, что с учетом формирования бюджета, это будет скорее следующий год.

- Отечественных производителей уже неплохо антисанкциями поддержали. За последние несколько лет выросла доля нашей продукции на прилавках - с 64 до 77%. Двигаемся к полной продовольственной безопасности?

- Ну до 100% эта доля точно не дойдет: некоторые продукты питания просто физически невозможно выращивать или производить в России. Но мы стремимся, чтобы наша продукция была максимально представлена в торговых полках. И действительно, по определенным товарам эта доля достигла 95 - 100% Это, например, мясо птицы, хлеб, масло, жиры. Нет никакого смысла импортировать эту продукцию. Во-первых, получается дороже. Во-вторых, сложнее логистика и дольше доставка. Тем более, наша продукция часто и дешевле, и качественнее, и свежее. Другими словами, там, где экономически это имеет смысл, там доля наших производителей будет расти. А если говорить о продовольственной безопасности, я считаю, что мы уже ее достигли.

- Роспотребнадзор недавно заявил, что 1,5% товаров на наших прилавках - это фальсификат. Вроде немного. Но все равно есть риск нарваться на подделку. Как боретесь за качество?

- У нас есть специальный институт - «Роскачество». Он работает почти два года, проводит независимые исследования и по их результатам присваивает «Российский знак качества». За это время было исследовано около 2000 наименований продукции разного вида, и только 80 из них получили «Знак». Производители товаров оценили нововведение. По их словам, продажи товаров получивших «Российский знак качества» выросли на 35%. Это свидетельствует о доверии населения этому «знаку». Кроме того, если в ходе исследований «Роскачество» обнаруживает нарушения обязательных требований безопасности, то сообщает об этом контрольно-надзорным органам - Роспотребнадзору, Росздравнадзору и Россельхознадзору. Результаты исследований «Роскачества» мы ежеквартально обсуждаем на заседаниях госкомиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции.

- Это вроде не так много - 2000 наименований...

- Да, доля пока невелика. Но тенденция по увеличению и расширению перечня исследуемых товаров будет сохраняться. Так, Госкомиссией по антиконтрафактной деятельности было принято решение совместно с «Роскачеством» расширить список наиболее чувствительной продукцией и товарами массового потребления: алкогольной и спиртосодержащей продукцией, легпромом, автомобильными алюминиевыми колесными дисками. Планируется также провести исследования продовольственных товаров: хлеба, а также водки и пива.

ИМПОРТ ЗАМЕЩАЕМ, НА ЭКСПОРТ ОТПРАВЛЯЕМ

- «АвтоВАЗ» стал активнее поставлять машины в Германию. А тракторы и прочая сельхозтехника экспортируются в Канаду. Неужели не все так плохо в нашей промышленности, раз она пользуется спросом за рубежом? То есть не только импорт замещаем, но и на экспорт отправляем...

- Мы наращиваем поставки нашей продукции последние три года. Эта тенденция сохранится и в будущем. Но здесь мы зависим от многих факторов. В том числе и от курса рубля. Если он будет справедливым и будет делать нашу продукцию конкурентоспособной, то мы сможем закрепиться на западных рынках. А если говорить о повышении спроса…. Скажу так: раз в Европе и США покупают наши товары, значит, продукция качественная. Потому что плохую никто бы не брал.

- А как именно поддерживаете экспортеров?

- Там целый комплекс мер. С этого года появилась компенсация затрат на логистику и сертификацию. А также льготное кредитование. В итоге у нас появляются новые модели, растет качество. Особенно в таких отраслях, как транспорт и энергетика. Здесь у нас есть большие возможности для наращивания объема экспорта высокотехнологичной продукции.

- От кризиса у нас больше всего выиграли две отрасли: сельское хозяйство и легкая промышленность. До кризиса последняя на глазах умирала, не выдерживая конкуренции с Китаем. Какая ситуация сейчас?

- У обывателя взгляд на отрасль сводится к одежде и обуви, сумкам и так далее, но это лишь малая толика. Легпром сейчас – это стратегическая отрасль. Она производит высокотехнологичные «умные» ткани и материалы. Их используют в автопроме, авиации, строительстве, медицине, сельском хозяйстве и т.д. Для производства таких материалов в России есть все ресурсы. Например, нефть, газ и нефте- и газохимия – основа для синтетических химических волокон и нитей. А лес нужен для производства искусственных волокон, таких как вискозная целлюлоза, которая сегодня пользуется в мире большим спросом. Наши предприятия производят мембранные ткани и высокотехнологичные дыщащие ткани с влаго- и ветрозащитными покрытиями, с огнезащитной пропиткой. Примеров много. Мы хотим создать полную цепочку добавленной стоимости в России - в этом наша стратегия. И статистика показывает, что двигаемся в правильном направлении. В 2016 году производство спецодежды выросло на 40%, а технического текстиля, включая нетканые материалы – на 26,6%.

ДЕРЕВО ВМЕСТО БЕТОНА

- Недавно вы заявили, что планируете развивать деревянное домостроение. Что это значит? Не многоэтажки же строить из дерева?

- Многие со скепсисом относятся к строениям на основе дерева, но это устаревший взгляд. Речь идет не о банальном полене, а о сверхсовременных материалах. Сейчас эти технологии применяются в развитых странах. Мировой тренд - это экологичные, энергоэффективные, "умные" дома, вписанные в природный ландшафт. В Финляндии, Швеции, Франции и других странах Европы построены целые микрорайоны многоэтажных жилых домов из строительных материалов на основе древесины. Такое жилье не дешевле, но пользуется популярностью у населения, благодаря своим особым свойствам. Современные технологии обработки позволяют создавать материалы с уникальными строительными свойствами, которые по некоторым параметрам превосходят традиционные. Они более долговечные, пожаробезопасные и сейсмо-устойчивые.

- Пожаробезопасные? Как такое может быть? Это же дерево...

- С точки зрения времени на эвакуацию людей деревянный дом более огнеустойчив, чем железобетонный. В случае пожара стальная конструкция деформируется и разрушается под воздействием температуры, в деревянном же доме огонь за это же время затронет только обстановку и стены. А до самой конструкции если и доберётся, то будет только обугливать ее, не позволяя обрушиться. Сейчас мы работаем с МЧС России. Коллеги пересматривают подходы к проверке пожароопасности деревянных домов как раз с учетом развития технологий деревянного строительства и обработки древесины.

- Плюс экологичность...

- Конечно! Уже сейчас эти конструкции применяются - в отделке. Кроме того, лес - возобновляемый источник сырья. Немногие знают, но наши заводы уже сейчас производят сверхсовременные деревянные материалы, и в 90% случаях они уходят на экспорт, активно покупаются зарубежными компаниями. Этот факт - показатель популярности дерева как строительного материала. Плюс это быстрее и дешевле. Вместе с Минстроем мы сейчас разрабатываем новые стандарты - будем их внедрять в строительстве.

АВТОЛЮБИТЕЛЯМ - НА ЗАМЕТКУ

У машин появится электронный паспорт

- У министерства была инициатива ввести электронный ПТС. Чем он будет отличаться от бумажного. И что это даст?

- Мы с этой инициативой выходили давно. Электронный ПТС даст возможность прослеживать жизнь автомобиля от момента производства и продажи или ввоза на территорию. Здесь будет отражена вся судьба «железного коня» - были ли аварии, как его ремонтировали и где, кто был владельцем и сколько километров проехал.

- То есть, нельзя будет скрутить пробег? Как это будет проверяться?

- Скручивать со временем станет просто бесполезно. Это защита от недобросовестных продавцов, которые фальсифицируют данные по этим авто. Отследить можно будет через данные техосмотров и техобслуживания. Все это будет возможно вносить в электронный ПТС.

- Бумагу не надо будет с собой возить?

- Водитель вообще не должен ни возить ПТС, ни предъявлять, как и бумажный сейчас. При этом не надо путать со свидетельством о регистрации автомобиля – его всегда надо иметь при себе. Вся информация все равно будет в электронном виде, в Системе электронных паспортов. При необходимости инспектор сам проверит паспорт через Систему.

http://www.kp.ru/daily/26668/3690006/